Пер Кох (Per Koch), редактор и сооснователь он-лайн издания Pandia.com в своей заметке Is there room for an independent European search engine industry? размышляет на тему, почему европейцам так и не удалось создать конкурента Google.
Все три члена "большой тройки" лидеров поисковой индустрии, Google, Yahoo и Microsoft - американские компании. Основными причинами их доминирования в мире являются:
- Рынок США емкий и более однородный. Да, сейчас в ЕС больше жителей, чем в США, но в отличие от Америки, население Европы разговаривает на разных языках. Более того, Европа намного культурно и социально разнообразнее, чем США. Тем самым американские компании меньшими усилиями получают доступ ко всему "домашнему" рынку, успех на котором используется для поддержки экспансии на зарубежные рынки.
И несмотря на сближение стран-членов ЕС и упрощение процедур трудовой миграции внутри ЕС, по прежнему переехать, например, из Вирджинии в Калифорнию намного проще, чем из Франции в Германию.
- Google -- нетипичная поисковая компания, для всех остальных поиск - часть более широкого портфолио: Yahoo - первая в мире медийная компания, придоставляющая спектр других услуг, привлекающих в том числе и пользователей поиска; Хотя Microsoft и пожертвовала брэндом MSN в пользу брэнда Live, MSN продолжает приносить большое число запросов на поиск. Даже Ask, четвертый кит на рынке поиска в США, начал переход от чистого поиска к порталу с широким набором сервисов. И хотя в Европе были попытки создания аналогичных компаний (Eniro в Скандинавии, T-Online в Германии), ни одна из европейских компаний не работает по всей Европе.
- Много говорят о необходимости создания Европейской Силиконовой Долины. Но фактически все попытки построить Долину вне Калифорнии обречены на провал, потому как Силиконовая Долина - результат уникального стечения социально-культурных условий, которое не может быть просто скопировано повсеместно.
Также большинство отмечают, что для стартапов в США значително легче, чем в Европе, получить доступ к начальному финансированию. К тому же, культура предпринимательства в США не считает факт банкротства некой стигмой на деловой репутации, практически исключающей участие в коммерческих предприятиях в будущем, скорее неудача расценивается как часть процесса обучения. Тем самым большее число проектов получают шанс вырасти в коммерческую копанию или быть приоретенными какой-либо компанией.
- Много спорят о различии англо-американских методов управления и континентально-европейских. Если немного упростить, то американские владельцы акций смотрят на непрерывный поток краткосрочных инноваций, который укрепляет доварие конкретному рынку, а также учеличивает курс акций. Именно поэтому Google продвигает Google Labs, а Стив Джобс каждые полгода устраивает торжественные презентации новинок компании Apple, этем они стараются убедить инвестров, что Google и Apple непрерывно генерируют новые идеи и ведут новые разработки оставаясь лидерами индустрии.
Континентальные же компании, особенно семейные фирмы, могут позволить себе более длительные инвестиции в перспективные разработки, требующие годы исследований перед получением коммерческого результата. Более того, в рамках ЕС действует программа поддержки исследовательских проектов, коммерческая отдача от которых ожидается через 3 и более лет. Таким образом инновациями занимаются в основном ученые, более того, зачастую универсистетские профессора, которые в первую очередь ориентированы на академические цели проекта, нежели на его коммерческую сторону.
Оба подхода имеют сильные и слабые стороны. Например, Google практически непрерывно улучшает свой алгоритм Page Rank доведя свой поисковый движок, основанный на поиске по ключевым словам, до совершенного состояния. Тем самым американский подход способствует более быстрой реакции на нужды пользователей и/или требований рынка. Однако он не позволяет сделать качественный скачок на новый уровень, который как правило обеспечивают университетские профессора. С другой стороны, в виду неимоверно быстрого развития Интернета, большинство европейских инновационных проектов устарели так и не выйдя из стадии исследований.
По-моему, упущен еще один фактор, маркетингово-пиарный: все три кита поиска ассоциируются с персонами, добившимися известности создав свои компании, т.е. это Брин и Пейдж в Google, Джерри Янг в Yahoo! и Bill Gates в Microsoft. Ни одна персона ни одной европейской компании, занимающейся поисковыми технологиями, не получила и половины такой известности. Тем самым американские компании более персонифицированные (это не бездушные корпорации), - они пользуются большей симпатией и доверием у пользователей.