Так что же «глава компании производящей новые сельскохозяйственные сорта и породы, с введенными искусственными генами» должен скрывать? Сам не знаю, к сожалению не глава… но могу предположить.
Когда-то, во времена моего студенчества я увлекся устройством и функционированием клетки. Наш препад по цитологии (наука о клетке), век ей здоровья (да простит она меня за нерадивость), стала подкармливать свежей популярной литературой на эту тему. Так мне в руки попала, написанная по следам относительно свежих (тогда это было свежесть 2-3 лет) исследований, замечательная книга Майера и Кенда «Невидимый мир вирусов». Написана она хорошо, доказательно (кстати она до сих пор продается издательством «МИР»). Где-то ближе к концу авторы поделились интересной мыслью. Спустя столько лет попробую воспроизвести.
Давайте сопоставим несколько фактов:
1. Мир вирусов огромен. Каждый человеческий организм «встречается» с вирусными частицами каждую секунду (дай бог памяти) около 2 000 000 раз.
Мы их едим, пьем, ими дышим, о них тремся, особо целенаправленно меняемся ими с другими людьми.
2. Многие из вирусов уже повреждены, многие не смогут проникнуть внутрь организма, но количество проникших, все равно ощутимо. Цифры, простите, не помню, да и большой разброс у них.
3. Проникшие не все вызовут болезнь. В 99% случаев заражение вирусом полиомиелита протекают бессимптомно, как и вирусом герпеса. У гриппа 50%, оспы и кори по 10%. При том, что это болезнетворные и сильные вирусы. Гораздо чаще наступает позиционная война, некоторое равновесие сил. Казалось бы, стоит организму чуть ослабнуть и вся эта армия затаившихся …Но нет, не многие.
4. С некоторыми из «затаившихся» происходит удивительная вещь - лизогения, т. е. ДНК вируса встраивается в ДНК хозяина. Неслыханная наглость, теперь ДНК вируса будет удваиваться с каждым штатным делением клетки. Вы ведь знаете, что в каждой нашей ДНК записано какие мы есть. Вот только одно "но": для воспроизведения человека требуется только около 20% всей информации содержащейся в его ДНК, работа остальной части, не смотря на многолетние наблюдения, зафиксирована не была. Существует множество гипотез, но зачем нужна эта тихая часть, каковы ее функции и когда она работает, доподлинно не знает никто. Но упорно, из поколения в поколение она дублируется, сохраняется и строго оберегается.
5. Наконец последний штрих. Некоторые вирусы после стадии лизогении и стадии покоя пробуждаются, их ДНК активируется и многократно дублируется (и что важно!) со значительными участками ДНК хозяина! Образуются новые вирусные частицы, содержащие генетический материал предыдущего хозяина. Клетка хозяина погибает. Вирусы покидают тело старого хозяина в поисках нового.
Создается впечатление, что существует глобальное информационное поле обмена генетическим материалом. Его значение, механизмы и интенсивность тогда еще не были исследованы. Публикаций на эту тему я больше не встречал, хотя идея очень интересная и вряд ли осталась без разработки.
Теперь давайте, с точки зрения этой гипотезы глобального информационного поля обмена посмотрим, что делают генные инженеры, впуская в это поле невиданные наборы генов. Не знаю как вас, а меня жуть берет. Опасность трансгенного поросенка скорее не в том, что я его съем, а в том, что он вообще существует.
Первое публичное упоминание об использовании трансгенных организмов, которое я помню, было около 20 лет назад. (Есть более ранние утверждения http://www.ocsen.ru/departments/prod/docs/gen130904.html). Кажется в Англии. Тогда две грядки клубники, под открытым небом (!) были опрысканы взвесью двух разных генетически модифицированных бактерий, призванных защитить клубнику от заморозков. Механизма не знаю, по-видимому, эти бактерии должны были жить на поверхности листьев и выделять, какой-либо антифриз, например глицерин. Результатов экспериментов тоже не опубликовали, но джинн уже был выпущен из бутылки.
Первый зафиксированный случай преодоления вирусом межвидового барьера был в середине XVIII века, грипп до того паразитировал на китообразных. Этот переход обеспечил огромный выигрыш виду «грипп» и огромный проигрыш виду «человек». Долгое время таких громких случаев не припомнится. А в последнее время преодоления этого барьера что-то участились: ВИЧ от приматов, «Птичий» от птиц, ящур всегда покусывал человека, а теперь осмелел… Уж не с генными экспериментами это связано? Или переходы всегда были так часты, просто мы о них не знали? А может военные лаборатории расстарались 🙂 ?
Дай бог, чтобы я ошибся.