СоНоты

Вечная библиотека

Сергей Брин (Sergey Brin)

"Главнейшими причинами, почему электрические автомобили не достигли популярности, которую они заслуживают, являются (1) провал производителей в донесении до широкой публики замечательной полезности электрических машин; (2) провал [электропоставляющих компаний] в обеспечении легкости владения и пользования электромобилями путем создания достаточной для этого сети станций зарядки и подзарядки. Ранние электрические автомобили с ограничеными скоростью, дальностью и утилитарностью породили общественное мнение, которое все еще превалирует".


Эта цитата врятли удивит того, кто следит за электрическими автомобилями. Но будет удивительно узнать, что в год её написания были произведены тысячи электромобилей и было это примерное столение назад. Она напечатана в 1916, в номере журнала Электрический Мир (Electric World), который я нашел в Google Books, нашем поисковом архиве миллионов книг. Это может показаться странным, оглядываться назад на сотню лет по столь животрепещущей теме, но я часто замечаю, что в прошлом содержатся ценные уроки для будущего. В этом случае мне повезло, - электромобили активно изучались и описывались в начале XX века и существует много книг по этой теме, есть из чего выбрать. Поскольку книги, изданные до 1923 года, находятся в общественном достоянии, я могу легко их просмотреть.

Однако подавляющее большинство из когда либо написанных книг недоступны никому кроме наиболее настырных исследователей в крупнейших библиотеках. Книги, написанные после 1923 года, буквально исчезают в черной дыре. За очень редким исключением, книги можно купить только в течении немногих лет, пока они издаются/печатаются. После этого их можно найти только в исчезающих числом библиотеках или в букинистических магазинах. С течением времени контракты теряются или забываются, авторы и издатели пропадают, - становится невозможно отыскать обладателей авторских прав.

Естественно, немногие оставшиеся копии книг медленно ветшают или теряются в результате пожаров, наводнений или других стихийных бедствий. Во время моего пребывания в Стэнфорде, в 1988 году, наводнение повредило или уничтожило десятки тысяч книг. К сожалению, такие события не редкость, аналогичное наводнение произошло всего за 20 лет до этого. Вы можете прочитать о нем в Отчете о затоплении библиотеки Стэнфорда-Локхид Мeйера (Stanford-Lockheed Meyer Library Flood Report), опубликованном в 1980 году, но он уже недоступен.

Потому как книги являются настолько важной частью мирового коллективного знания и культурного наследия, Ларри Пейдж (Larry Page), со-основатель Гугла (Google), первым предложил чтобы мы оцифровали все книги еще десятилетие назад, когда мы были молодым стартапом. Но в то время идея выглядела как столь амбициозный и сложный проект, что мы не смогли никого привлечь для работы над ним. Но спустя пять лет, в 2004, появился на свет Google Books (тогда под именем Google Print), позволяющий пользователям искать по сотням и тысячам книг. Сегодня их число составляет 10 миллионов и продолжает расти.

На следующий год из-за этого проекта на нас подали в суд Гильдия Авторов (Authors Guild) и Ассоциация американских издателей (Association of American Publishers). Хотя у нас были разногласия, у нас общая цель - раскрыть мудрость, скрытую в огромном числе букинистических книг, выплачивая при этом соответсвующую компенсацию правообладателям. В результате, мы смогли работать сообща и выработать соглашение, реализующее наши общие взгляды. Хотя это соглашение выгодно и авторам, и издателям и Google, в реальности победителями стали читатели, которые теперь будут иметь доступ к значительно расширенному миру книг.

Были дебаты по этому соглашению, и многие высказывали свое мнение, и за и против. Я бы хотел воспользоваться моментом и развеять некоторые мифы о соглашении и побелиться почему я горжусь этим делом. Это соглашение состоит в предоставление доступа к миллионам букинистических книг, защищаемых авторским правом, или бесплатно, или условно бесплатно с выплатой рекламных комиссионных, при этом большая часть дохода поступает правообладателям, будь они авторы или издатели.

Некоторые заявляли, что это соглашение является формой обязательной лицензии, потому, как и в большинстве урегулирований коллективных исков, оно относится ко всем членам группы, которые не отказываются от него персонально к определенной дате. В реальности же, правобладатели могут в любое время установить цену и права доступа к их произведениям или вообще удалить их из Google Books. Для книг, правообладатели которых еще не высказали своего решения, предполагаются соответствующие цены и права доступа по-умолчанию. Это дает доступ к многих "осиротевшим" произведениям, чьи владельцы не были найдены, и аккумулирует поступления для правообладателей, что стимулирует их к выходу из тени неизвестности.

Другие же подозревали Соглашение в ущемлении конкуренции, или утверждали, будто оно ограничевает выбор букинситических книг для потребителей. В действительности, ничто в этом Соглашении не врзбраняет любой другой компании или организации заняться собственным аналогичным проектом. Соглашение ограничивает потребителей в выборе букинистических книг не более, чем в выборе единорога. На сегодняшний день, если вам нужна какая-то давно вышедшая из печати книга, у вас только один выбор - добраться до немногих крупнейших библиотек в стране и надеяться, что удастся отыскать её в хранилищах.

Я бы хотел, чтобы было сто сервисов, при помощи которых я бы мог легко найти такую книгу, это спасло бы мне много времени и помогло бы Google избежать огромных усилий [на реализацию собственного проекта]. Но несмотря на ряд проектов по оцифровке на данный момент (Google даже помогал другим с финансированием, включая проект библиотеки Конгресса), ни один из них достиг такого же размаха, просто потому, что никто не решился инвестировать необходимые ресурсы. По крайней мере один такой сервис будет существаовать, возможно когда-нибудь будет и сотня.

Если Google Books преуспеет, за ним последуют другие. И у них будет более легкий путь: это соглашение создает реестр прав на книги, который будет стимулировать правообладателей заявить о себе и даст другим проектам удобный способ получения разрешений. И хотя новые проекты не получат сразу же такие же права на "осиротевшие" произведения, это соглашение станет основой для компромиса в аналогичных исках, и оно послужит прецедентом для законодательства в отношении "осиротевших" произведений, которые Google всегда поддерживал и будет продолжать поддерживать.

И наконец, были возражения по специфичным аспектам Google Books и будущего сервиса, запланированного по соглашению, включая вопросы качества библиографической информации, нашего выбора системы классификации и деталей нашей политики конфиденциальности. Все эти вопросы правильные, и, будучи компанией, одержимой качеством своей продукции, мы прилагаем все усилия для их разрешения - улучшаем библиографическую информацию и категоризацию, и также дальнейше датализируем нашу политику конфиденциальности. И если мы не сделаем наш продукт правильно, другие сделают. Но одна вещь, которая, несомненно, остановит любой такой прогресс, это отсутствие соглашения совсем.

В ежегодной Книге страхования 1880-1881 (Insurance Year Book 1880-1881), которую я нашел в Google Books, Корнелиус Уолфорд (Cornelius Wolford) свидетельствует об уничтожении десятков библиотек и миллионов книг, в надежде, что такая запись "внушит необходимость сделать что-то", чтобы сохранить их. Знаменитая Александрийская библиотека горела три раза, в 48 г. до н.э., 273 г. н.э. и 640 г. н.э., также как и Библиотека Конгресса, пожар которой в 1851 году уничтожил две трети коллекции.

Я надеюсь, такое уничтожение никогда не повторится, но история засвидетельствует обратное. Более того, даже если наше культурное наследие уцелеет в наиболее продвинутых библиотеках мира, оно будет фактически потеряно, если никто не сможет легко получить к нему доступ. Многие компании, библиотеки и организации будут играть важную роль в сохранении и распространении произведений XX века. Авторы, издатели и Google вместе предпринимают всего лишь один шаг к этой цели, но это важный шаг. Давайте не упустимм эту возможность.

//NYTimes.com, Official Google Blog