СоНоты

Рассуждалка дилетанта № 6. Не воровать невозможно

«…Вообще, путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным…»
                 Генри Форд

«…Ясно, что мир представляет собой единую систему, т е связное целое, но познание этой системы предполагает познание всей природы и истории целиком, единовременно, чего люди никогда не достигают. По этому тот, кто строит системы, вынужден заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями, т е иррационально фантазировать, заниматься идеологизированием…»           Фридрих Энгельс

Довелось мне недавно поработать снабженцем, толкачем по старому. Набрался интереснейших впечатлений.

Понадобились однажды нашему предприятию притирочные блины для задвижек. Это такие простые шайбы определенного размера. Даже металл можно самый паршивый. Один комплект, всего 8 штук от 3 до 22 см. Ну что ж, потребности предприятия – закон для снабженца, взял чертеж и поехал по знакомым токарям. И, как на зло, все они оказались токарями высокого класса: «Ты бы мне блок цилиндров предложил расточить, или коленвал. Ну деталь калаша выточить хотя бы. А что я буду с твоей дешевкой время тратить, у меня заказов куча».

И поехал я на наш радёмый «Сочинский Завод Металлоизделий». Старый радёмый завод встретил меня по-советски. Ну то есть будто я пришел эту самую деталь калаша заказывать. Долго и нудно выпытывали координаты моего предприятия и мои собственные. Наконец послали меня … нет не в отдел заказов, такового там не нашлось, а прямо к главному инженеру. Наверное, ему больше делать нечего. Какие-то полчаса ожидания в коридоре и я у него в кабинете. И правда, стол его был завален чьими-то разномастыми чертежами и образцами. Главный инженер завода тоже привык сильно не торопиться. Вот тут и оказалось, что мой заказ совсем не дешевка, а стоит приличных денег. Ну да ведь я снабженец, а не бухгалтер, с чего мне экономить, когда предприятие нуждается. Договорились.

Через неделю, как договорились, когда наша бухгалтерия оплатила счет завода по безналу, звоню по договоренному телефону и узнаю, что о моем заказе тут не слышали. Матюгнувшись про себя, еду к главному инженеру завода. Да помнит, но изделие не готово – потеряли чертежи. Ну что ж, с кем не бывает, съездил, привез новые.

Через неделю уже не звонил, поехал сразу. Да помнит, но изделие не готово – потеряли чертежи. Глубокие извинения. Начинаю что-то подозревать. Съездил, привез новые.

Еще через неделю, беру с собой очередной дубликат чертежей и на завод… Как вы догадались? Начинаю понимать, что главному инженеру завода еще что-то нужно кроме прямой оплаты заказа. Думаю: «Да пошел ты… После всего этого кланяться тебе буду. Не те времена», делаю дурацкое лицо и договариваюсь о следующей неделе.

Спускаюсь в токарный цех, ловлю первого попавшегося мужика: «Нужна такая штука, на верху потребовали такую сумму, отдам ее тебе, только выручи». Договорились когда и в какую дырку забора буду просовывать деньги и где получать заказ. (Кстати, отсюда вывод, чтобы главный инженер завода мог спокойно воровать, на предприятии надо поддерживать строгую дисциплину, чтобы всякие снабженцы не смели шастать)

Через неделю, приношу на стол нашему директору готовые блины: «Потратил такую сумму наличными, оправдательных документов нет, токаря никаких кассовых и товарных чеков не выдают, наша бухгалтерия, не получив этих документов вычтет эту сумму у меня из зарплаты как недостачу, что делать?». А что еще директор может ответить: «Ты снабженец, это твои проблемы, выкручивайся».

Это мне и нужно. Начинаю выкручиваться. Иду к начальнику участка: «Василий Сергеич, спиши на расходы краску на вот эту сумму, тут и тебе немного предусмотрено». Потом еду к знакомому продавцу дорогих сортов красок: «Слушай, Серега, нужны чеки на вот эту сумму, плюс еще немного (обычно 10%) – тебе заплатить». Он: «Не вопрос, через неделю приходи, их всегда оставляют». Затем иду к начальнику склада: «Владимир Степанович «выдай» несуществующую краску начальнику участка, не обижу». Он: «Какие проблемы?». В результате этих операций цена «блинов» для предприятия возрастает в 2-3 раза. Это если бухгалтерии удастся вернуть заплаченное заводу по безналу. И я остаюсь при своей зарплате. Опять же для всех начальников участков я – «хороший». Но главное - «блины» уже в цеху и работают!

Это не байка. Это каждодневная работа современного снабженца. Так у меня было с метлами для улиц, майками для рабочих, редким сортом тонированного стекла, замками для металлопластиковых окон и т.д.

Кстати информация для желающих купить пластиковое окно: фирмы их продающие ремонтом после окончания гарантийного срока не занимаются, а предлагают купить новое, даже если у вас только болтик отвалился. Комплектующие купить у них не возможно ни за что, и они строго следят, чтобы их рабочие из под полы их не продавали. Все как один. Я себе домой сделал у знакомых столяров, дубовые со стеклопакетами и уплотнителями, покрытые современными лаками, зато отремонтировать могу сам. И дешевле вышло.

Снабженец обязан уметь воровать, ладить с людьми и ходить по краю уголовного кодекса. Это хорошо, что директор попался не очень жадный, а то пришлось бы мне еще не те деньги отмывать и ходить ну оч-чень по краю. Вы говорите: «Закон суров, но это закон!»? Вы или романтик, или собираетесь воспользоваться чужим романтизмом.

Закон никогда не может урегулировать все жизненные ситуации, уже потому, что это закон. Жизненная ситуация первична, а закон ее регулирующий вторичен уже потому, что это «причина» и «следствие». Следствие никак не может случиться раньше причины. Тем более в данном случае следствие появляется через несколько лет после причины, ввиду «тормознутости» законодательной машины.

Далее. Причина должна быть массовой, значимой (значимой для государства, а не для вас лично! Не путайте), иначе «законодательная машина» попросту не отреагирует. «Законодательная машина» об этом своем недостатке знает и мучительно ищет компромисс между жесткостью и гибкостью. Чтобы более дешевыми способами предусмотреть менее значимые события она старается сделать закон более гибким. Однако, гибкий закон – это прекрасная лазейка для чиновника.

Господа!, ой простите, товарищи!, помогите неизвестному снабженцу, не берите в магазине чек, если он вам действительно не нужен!