Большинство интернет пользователей плохо умеют пользоваться поиском. Но они же с этим не согласны. В моих исследованиях, в работе в рамках одной крупной торговой ассоциации в июле 2009, моя команда однаружила, что большинство людей в нашей выборке считали свои навыки поиска отличными или превосходными. Восприятие, будто поиск это нечто на тарелочке с голубой каемочкой, широко распространено. Реальность, конечно, такова, что большинство людей полагаются на публичные поисковые системы Интернета. Когда речь заходит о поиске данных для принятия бизнес решения, реальные рабочие процессы, как было выявлено, состоят из неэффективных и в основном ручных (неавтоматизированных) методов. Я подумал об этой интересной ситуации, когда я прочитал о новой системе социального поиска и поиска в реальном времени от Google. Если вы не знакомы с этим готовящемся к запуску сервисом, перейдите в блог Google и прочитайте Introducing Google Social Search.
Я считаю, что этот сервис будет очень полезен для некоторых видов исследований. С другой стороны, мне видятся следующие риски, связанные с этим видом сервиса:
Во-первых, пользователи, кто считает себя экспертами в поиске, будут полагаться на "средства" (системы и методы) доставки информации с учетом их нужд, как они определены программными агентами. Если короче, невежда даже не будет знать, как его запрос был проинтерпретирован. Такой пользователь получит результаты и будет полагать, что его навыки поиска дали именно то, что он хотел. Ошибка. Умная система возвращает то, что алгоритмы определили будто бы хочет пользователь. Восприятие это одно, а реальность совсем другое.
Во-вторых, пользователи поиска, уверенные в своих навыках, зачастую упускают из виду тот факт, что источники могут быть, а могут и не быть корректными и точными. Даже умное программное обеспечение Google не может сообщать телефонные номера организаций, соответствующие текущим телефонным номерам этих организаций. Еще более вопиющие ошибки могут существовать в любых результатах. Люди с недостаточными навыками поиска, вероятно, принимают информацию в результатах поиска за чистую монету. Им не хватает базиса, чтобы считать, что достоверно, а что нет.
В-третьих, обучающиеся механизмы в умных системах, будь то новые хитрые отображения товаров в Bing.com или полуавтоматические агенты Google, взращивают в пользователях уверенность в их навыках поиска. Пользователи не знают, что они не знают, и ложное чувство уверенности может завести некоторых в опасные воды. Мне вспоминается история одного человека, оказавшегося в пруду, следуя указаниям Google Maps. Информация из поисковой системы получила большее доверие, несмотря на фактическую ошибку в картах.
Я не знаю, как исправить это несоответствие между навыками поиска пользователей и восприятием пользователями этих своих навыков. Школы практически не обучают пользователей работе в онлайн. В тоже время, отраслевая пресса успешно игнорирует эти и другие риски персонализированных поисковых систем, перекладывающих бремя знания как найти аккуратную и точную информацию с пользователя на программное обеспечение. Рискованно на мой взгляд.
Стивен Арнольд, 28 октября 2009
Эта статья сослужит медвежью услугу Яндексу, если она будет сочтена ими как намек на причину все возрастающего недовольства пользователей качеством поиска Яндекса.
Maxime, врядли Яндекс отреагирует
А он, в принципе, и не обязан. 🙂
Ну,извини поисковики не будут искать то,что именно хочет пользователь, пока не изобретут искусственный интелект,а его не изобретут до тех пор,пока не поймут,как интелкт вообщем работает 😉
Так,не яндекс не гугл,особо не сможет ничего сделать.